День Святой Троицы

И так, на 50-й день по Воскресении Христовом огненными языками сошёл Дух Святой на апостолов в сионской горнице — так сбылось древнее пророчество, которое возвестил Господь через пророка Иоиля: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иоил.2:28,29).

Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе!Благодатная сила Духа помогла апостолам основать Церковь и пронести христианскую проповедь по всему миру, и мир услышал и продолжает слышать призыв Христа: «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Иоан.7:37). И каждый человек свободен, откликнуться на этот призыв, или нет.

А в Церкви, и по сей день, продолжает действовать Дух Утешитель, с не меньшей силой, чем во времена апостолов. И открыт всякому жаждущему источник с чистой, прозрачной водой благодати Духа Святого. Дай Бог каждому суметь вкусить этой воды, чтобы «не жаждать вовек» (Иоан.4:14).

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Деяниях святых апостолов (Деян.2:1-18). В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

 

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»  (Деян.2:2-4).

Дух Святой в день Пятидесятницы явился в мир видимым образом и ощутительно для человеческой души — с дарами спасающей благодати.

Пресвятая Троица, Боже наш, Слава Тебе!Это было излияние любви Христа в их сердца Духом Святым. Они почувствовали в себе силу и дерзновение все делать, всю жизнь отдать для славы Божией и спасения людей.

Святой Дух приводит в бытие («осуществляет») и оживотворяет всю тварь; в Нем все живет и движется: «вся бо созданная яко Бог Сый укрепляет, соблюдает во Отце Сыном же».

Святым Духом подаются глубина дарований, богатство славы, боговедения и премудрости. Им подается всем источник Божественных сокровищ, святость, обновление, обожение, разум, мир, благословение и блаженство, ибо Он есть Жизнь, Свет, Ум, Радость, Любовь и Благость.

В день Пятидесятницы впервые явственно открылась тайна Божественного Существа, тайна Святой Троицы.

Сошествие Святого Духа на апостолов в День Пятидесятницы явило совершение Нового Завета Бога и человека.

Со дня Пятидесятницы Святой Дух непрестанно пребывает в Церкви Христовой (особым присутствием), как Утешитель, Дух Истины; этот День принято называть Днем Рождения Церкви.

История праздника Святой Троицы

После Вознесения Господа с горы Елеонской апостолы вернулись в Иерусалим. Прошло десять дней, и наступил праздник Пятидесятницы. Ученики и Богоматерь, как и повелел им Иисус Христос, – пишет евангелист Лука в своем продолжении Евангелия, – «были единодушно вместе.

Сошествие Духа Святаго И вдруг раздался с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и опустились по одному на каждого из них. И наполнились все Духа Святаго, и начали говорить на других языках» (Деян.2:1-4).

Иерусалим же был переполнен паломниками, съехавшимися со всех концов Римской империи. Они услышали этот неожиданный шум, подобный шуму бури и надвигающейся грозы, пришли в смятение и поспешили к дому апостолов. Их изумлению не было конца, когда они увидели простых галилеян, вдохновенно вещавших на разных языках. Более того, для каждого из них проповедь апостолов звучала на его родном языке! Чтобы подчеркнуть это чудо многоязычия, апостол Лука нарочито приводит длинный список народов со всех концов Римской империи, включая и отдалённые окраины…

В этот день в городе по случаю праздника находились иудеи из разных городов и стран. Услышав шум, они собрались перед домом, где находились апостолы и услышав что внутри говорят на различных наречьях пришли в изумление. Некоторые из них насмехались над апостолами и «говорили: они напились сладкого вина»  (Деян.2:13).

Тогда Петр же, став с одиннадцатью, возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. (Деян.2:14-18)

Александро-Свирский монастырь. Фреска "Явление Святой Троицы прп. Александру Свирскому" на восточном фасаде Преображенского собора.

Ученики были собраны в молитве, в воспоминании о своём убиенном и воскресшем Учителе. И вдруг сошли на них как бы огненные языки; огнем спустился на них Дух Божий, их исполнило вдохновение — уже не те были апостолы, какими они были за пятьдесят дней до этого. Тогда они, испуганные, ютились в страхе, что их Учитель побежден, убит.

Теперь те же самые люди, исполненные этим вдохновением, этим дыханием вечной жизни, исполненные Божиим присутствием, вышли к окружающим их людям и без страха, со смелостью, о которой они сами не могли иметь понятия до того, стали говорить о Христе как о Боге, Который стал человеком, стали говорить о Боге как о Любви, любви безмерной, неизмеримой, которая объемлет, охватывает всё и всех.

И то же вдохновение исполнило их такой смелости и такого мужества, благодаря которому они пошли не только на проповедь, но на страдания, на избиение, на терзание и муки, в застенки, и, в конечном итоге, на смерть.

Дух Божий излился на них; Дух сыновства: как Сын Божий, так и они стали сынами Божиими, и как Спаситель Христос пришел в мир спасти людей ценой Своей жизни, так и они жизнь свою и смерть свою подарили людям, чтобы они услышали, что Бог есть любовь, что в мире есть смысл, что мы Богу дороги, и что человеческое общество должно быть построено на новых началах — не на началах насилия, лжи, притеснения, а на основе любви, взаимного признания, на началах жертвы того, кто знает, и ради того, который еще не знает. Христос сказал двоим ученикам: Как Меня послал Отец, так и Я вас посылаю: на смерть, на жизнь, на победу.

Начало церковному году ещё в апостольские время было положено празднованием Воскресения Спасителя. Вторым по древности христианским праздником был день Пятидесятницы, в который сошел на апостолов Святой Дух.

День Святой Троицы. Пятидесятница. День Рождения Церкви

День Святой Троицы.
Пятидесятница

Богослужение праздника формировалось и обогащалось постепенно трудами святителя Григория Богослова (IV в.), преп. Романа Сладкопевца (V – пер. пол. VI в.), святых Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина (VIII в.), Феофана, митрополита Никейского (IX в.) и императора Льва (886 – 912 гг.).

Стихира имп. Льва Придите Триипостасному Божеству поклонимся знаменует начало празднование Пятидесятницы как праздника в честь Триипостасного Бога – Пресвятой Троицы. На особый богословский смысл этого великого новозаветного события указал Своим ученикам Сам Господь: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин.15:26).

В течение семи седмиц Пятидесятницы по уставу не положены земные поклоны. По завершении же этого периода читаются три коленопреклоненные молитвы, составленные святителем Василием Великим.

Но так как делать в воскресение великие поклоны запрещено в течение всего года, а праздник Пресвятой Троицы всегда бывает в воскресный день, то сразу после Божественной Литургии совершается вечерня понедельника, в который воздается честь Святому Духу. Во время этой вечерни мы впервые (после погребения Плащаницы) преклоняем колена.

Догмат о Святой Троице является основным в христианстве. Он объясняет все дело искупления грешного человечества. На вере в Триединого Бога зиждется все христианское вероучение. Всё наше богослужение — общественное и частное – начинается с прославления Пресвятой Троицы. Молитвы ко Святой Троице сопровождают человека от появления его на свет до смерти. Первые слова, которые Церковь обращает к только что родившемуся младенцу, — «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

В таинстве Крещения Церковь возрождает младенца «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Миропомазания полагается на него «печать дара Духа Святаго». С отроческого возраста кающемуся отпускаются на исповеди грехи его «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

Сошествие Духа СвятагоВо имя Святой Троицы совершается таинство Брака. Наконец, молитва иерея при погребении усопшего: «Яко Ты еси Воскресение…» — заканчивается обращением ко Святой Троице.

Обычай украшать храм ветвями, цветами и травою восходит к древнейшим временам. Ветхозаветная Пятидесятница был праздником сбора первых плодов (Исх 23:16). Во двор Храма люди приносили начатки урожая и цветы. В новозаветное время деревья и растения в храме символизируют обновление людей силою сошедшего Святого Духа.

Пятидесятница – второй из трёх великих праздников древнееврейского народа, он был установлен в память дарования народу закона при горе Синае; праздновался в пятидесятый день после Пасхи. Пятидесятница приходилась к окончанию жатвы и собирания плодов, первые начатки которых приносились в жертву в храме, куда народ отовсюду собирался огромными массами. В день Пятидесятницы совершилось сошествие Св. Духа на апостолов, вследствие чего праздник этот перешёл и в христианскую церковь, сохранив то же самое название, заменяемое иногда и другими – день св. Троицы, сошествие Св. Духа и пр. От Пятидесятницы ведется счёт богослужебных недель, с их рядовыми евангельскими и апостольскими чтениями, вплоть до недели Мытаря и Фарисея (всего 32 недели), перед великим постом.

Лопухин А.П.

В древности под именем Пятидесятница разумелся и весь промежуток времени, отделявший праздник Пасхи от праздника Пятидесятницы, и праздник в память сошествия Св. Духа на апостолов, или Пятидесятницы в собственном смысле. В Постановлениях апостольских есть прямая заповедь - праздновать Пятидесятницу (кн. 5, гл. 20); в другом месте тех же Постановлений (кн. 8, гл. 33) в числе дней, в которые рабы должны быть свободны от работ, после Пасхи и Вознесения упоминается и Пятидесятница.

Святая Троица. Прп. Андрей Рублев

Святая Троица. Прп. Андрей Рублев

В IV в. у Евсевия Кесарийского, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Епифания, Златоуста, блаж. Августина и др. часто встречается упоминание о празднике сошествия Св. Духа под именем Пятидесятницы. Есть предание, что на месте сошествия Св. Духа на апостолов устроен был первый христианский храм, который в IV в. возобновлен был св. Еленой.

Пятьдесят дней после Пасхи уже в древней церкви были отличены некоторыми особенностями; так, в эти дни, как и теперь, полагалось чтение книги Деяний Апостольских. Особенную торжественность придавал празднику Пятидесятницы обычай древней церкви совершать в этот день крещение над оглашенными.

В VIII в. св. Иoанном Дамаскином и Косьмою Маюмским составлены в честь праздника Пятидесятницы многие песнопения, которые и ныне поет церковь. В праздник Пятидесятницы непосредственно за литургией совершается вечерня, во время которой читаются священнослужителем в царских вратах, с коленопреклонением, три молитвы, составленные св. Василием Великим.

В праздник Пятидесятницы, по обычаю, храмы и дома верующих украшаются деревьями, травой и цветами. Это представляет собой начатки возобновляющейся весны, но вместе с тем указывает на обновление людей силой снисшедшего Духа Святого.

Посвящая пятидесятый день после Пасхи воспоминанию сошествия Св. Духа на апостолов, Святая Церковь в следующий за тем день (понедельник) прославляет особо Пресвятого Духа.

Не исповедующие Пресвятой Троицы не могут иметь части в спасительных действиях Лиц Её и, следовательно, получить спасение.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной, предавшей нам исповедание о Себе!

СВЯТОЙ ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
Тропарь, глас 8
Пятидесятница

Пятидесятница

Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, /
низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, /
Человеколюбче слава Тебе.

Кондак, глас 8

Егда снизшед языки слия, / разделяше языки Вышний, /
егда же огненныя языки раздаяше, / в соединение вся призва, /
и согласно славим Всесвятаго Духа.

Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и чтим Всесвятаго Духа Твоего, /
Егоже от Отца послал еси / Божественным учеником Твоим.

Задостойник, глас 4

Апостоли, сошествие Утешителя зряще, удивишася, /
како в виде огненных язык явися Дух Святый.

Смотрите также:

Обсуждение закрыто.